Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора

Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

См. комментарии к статье 56 Трудового кодекса РФ

<Статья 55 | Статья 56 | Статья 57>

Научно-практический комментарий:

1. Трудовой договор - двустороннее соглашение, с помощью которого наемный работник продает работодателю свою рабочую силу, являющуюся товаром, как правило, по причине отсутствия у работника в его собственности средств производства.
2. Соглашение - волеизъявление свободных лиц, которые договорились действовать на основании установленных сторонами условий. Соглашение в данном случае синоним понятия "договор".
3. Трудовая функция - проявление действия закона разделения труда. Работодатель обязан принять работника по определенной трудовой функции, которая включает 5 элементов: 1) должность; 2) профессия; 3) специальность; 4) квалификация; 5) конкретный вид поручаемой работы.
4. По ТК организация имеет право заключать с работником только трудовой договор, а не контракт. Применение контракта в трудовых отношениях отменено с 1 февраля 2002 г. - даты вступления в силу ТК.
5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем (см. комментарий к ст. 20 ТК). Возраст, с которого можно заключать трудовой договор, установлен в ст. 63 ТК и составляет 16 лет. Иные случаи начала трудовой деятельности с 14 и 15 лет оговорены в этой же статье.
6. Работодатель - физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК). В случаях, установленных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
Права и обязанности работодателя в трудовых отношениях осуществляются: физическим лицом, являющимся работодателем; органами управления юридического лица (организации) или уполномоченными ими лицами в порядке, установленном законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.
По обязательствам учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), вытекающим из трудовых отношений, дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в установленном законом порядке.
Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.
В письме ФНС России от 25 сентября 2008 г. N ЧД-6-6/671@ "О применении Общероссийского классификатора видов экономической деятельности при государственной регистрации" говорится о том, что в настоящее время действуют 2 Общероссийских классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): 1) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), введенный Постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии от 6 ноября 2001 г. N 454-ст; 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), введенный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст.
Виды работодателей можно классифицировать по Общероссийскому классификатору организационно-правовых форм ОК 028-99 (ОКОПФ), утв. Постановлением Госстандарта России от 30 марта 1999 г. N 97.
Объектами классификации ОКОПФ являются организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов, установленные ГК, а также другими законодательными и нормативными актами РФ, указанными в приложении А.
К хозяйствующим субъектам в ОКОПФ относятся любые юридические лица, а также организации, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, и индивидуальные предприниматели.
Под организационно-правовой формой понимается способ закрепления и использования имущества хозяйствующим субъектом и вытекающие из этого его правовое положение и цели предпринимательской деятельности.
Исходя из целей предпринимательской деятельности, хозяйствующие субъекты, являющиеся юридическими лицами, разделяются на организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом (некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций, отделений иностранных некоммерческих неправительственных организаций и т.д.).
К хозяйствующим субъектам, не являющимся юридическими лицами, но имеющим право осуществлять свою деятельность без образования юридического лица, относятся паевые инвестиционные фонды, представительства, филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц, а также простые товарищества.
К индивидуальным предпринимателям относятся граждане, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица.
С учетом изложенного в ОКОПФ выделены следующие основные классификационные группировки: юридические лица, являющиеся коммерческими организациями; юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями; организации без прав юридического лица; индивидуальные предприниматели и определен состав относящихся к ним позиций.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями:
хозяйственные товарищества и общества: полные товарищества; товарищества на вере; общества с ограниченной ответственностью; общества с дополнительной ответственностью; акционерные общества; открытые акционерные общества; закрытые акционерные общества; производственные кооперативы; крестьянские (фермерские) хозяйства; унитарные предприятия: унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями:
потребительские кооперативы;
общественные и религиозные организации (объединения);
общественные движения;
фонды;
учреждения (частные учреждения, бюджетные учреждения, автономные учреждения);
государственные корпорации;
органы общественной самодеятельности;
некоммерческие партнерства;
автономные некоммерческие организации;
объединения юридических лиц (ассоциации и союзы);
ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств;
территориальные общественные самоуправления;
товарищества собственников жилья;
садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества;
прочие некоммерческие организации.
Организации без прав юридического лица:
паевые инвестиционные фонды;
простые товарищества;
представительства и филиалы;
индивидуальные предприниматели;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
иные неюридические лица.
7. Филиал - подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (ст. 55 ГК).
Представительства и филиалы не являются юридическими лицами. Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
8. Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК).
9. Работодатель принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами и соглашениями (ст. 8 ТК). Например, Новотроицкий цементный завод (ОАО "НЦЗ") ввел в действие в 2006 г. Положение о найме, прохождении испытательного срока, перемещении и увольнении персонала.
10. Трудовое законодательство не ограничивает работника при заключении трудовых договоров. Однако следует учитывать деление трудовых договоров на основные и по совместительству. Работник вправе заключить только один основной договор, остальные - по совместительству.
11. Перечень объектов и организаций, в которые иностранные граждане не имеют права быть принятыми на работу, утв. Постановлением Правительства РФ от 11 октября 2002 г. N 755, изданным в соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". В этот Перечень включены:
1) объекты и организации Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований;
2) структурные подразделения по защите государственной тайны и подразделения, осуществляющие работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, органов государственной власти и организаций;
3) организации, в состав которых входят радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, на которых осуществляются разработка, производство, эксплуатация, хранение, транспортировка и утилизация ядерного оружия, радиационно опасных материалов и изделий.
12. Трудовой договор необходимо отличать от договора подряда, который заключается на основании ст. 702 ГК. Согласно этой статье по договору подряда подрядчик обязан выполнить по заданию заказчика определенную работу. По трудовому договору наемный работник обязан выполнять трудовую функцию, а не определенную работу. Второе отличие состоит в том, что заказчик по договору подряда обязан оплатить конкретную работу. По трудовому договору работодатель обязан выплачивать заработную плату. Третье отличие состоит в том, что по трудовому договору работник обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а по договору подряда - нет.
Трудовой договор также необходимо отличать от следующих договоров: договора подряда (ст. 702 ГК); на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (ст. 769 ГК); возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК), по которому исполнитель обязан оказывать определенные услуги, а не выполнять трудовую функцию; поручения (ст. 971 ГК), по которому поверенный обязан совершить от имени и за счет другой стороны определенные юридические действия, а не выполнять трудовую функцию.
Работа по трудовому договору имеет следующие признаки: 1) это работа по трудовой функции; 2) работнику обеспечены условия труда, предусмотренные трудовым законодательством; 3) работнику выплачивается заработная плата; 4) работник лично выполняет трудовую функцию; 5) работник соблюдает правила внутреннего трудового распорядка; 6) работник подчинен работодателю и обязан выполнять его указания; 7) работодатель регулирует процесс труда, а также определяет результаты труда.
13. Работодатель не имеет права заключать трудовые договоры с дисквалифицированными лицами. Наставление по формированию и ведению реестра дисквалифицированных лиц и Инструкция о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах утв. Приказом МВД России от 22 ноября 2006 г. N 957.
14. Работодатели обязаны в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 30 октября 2008 г. N 610н представлять в государственную инспекцию труда по субъекту РФ форму сведений о заключении работодателем трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы.
Для повышения эффективности рынка труда целесообразно ввести государственную регистрацию рабочих мест и заключенных трудовых договоров.