Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 407. . Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;


ведет базу данных по учету трудовых арбитров;


организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

См. комментарии к статье 407 Трудового кодекса РФ

<Статья 406 | Статья 407 | Статья 408>

Научно-практический комментарий:

1. Комментируемая статья определила функции и компетенцию государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров.
Урегулирование коллективных трудовых споров - одна из функций Роструда, федерального органа исполнительной власти, находящегося в ведении Минздравсоцразвития России.
Положение о Федеральной службе по труду и занятости утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 324. См. также Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 156 "Вопросы Федеральной службы по труду и занятости".
Роструд руководствуется в деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, а также названным Положением.
Роструд осуществляет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и государственные учреждения службы занятости (центры занятости населения) во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
2. Наименования, образец печати и бланк письма территориального органа по урегулированию коллективных трудовых споров утв. Приказом Роструда от 2 марта 2005 г. N 30.
В целях обеспечения деятельности территориальных органов Роструда по урегулированию коллективных трудовых споров были утверждены следующие наименования управлений по урегулированию коллективных трудовых споров: Центрально-Черноземное; Северо-Западное; Северо-Кавказское; Волго-Вятское; Поволжское; Уральское; Западно-Сибирское; Восточно-Сибирское; Дальневосточное.
3. Схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 января 2008 г. N 22н.
4. Отчет о деятельности территориального органа Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из следующих разделов.
1. Содействие в разрешении коллективных трудовых споров. Краткий анализ ситуации по субъектам РФ:
количество коллективных трудовых споров, динамика возникновения и разрешения коллективных трудовых споров по регионам, отраслям, продолжительности и количеству работников, принимавших в них участие;
причины возникновения коллективных трудовых споров, анализ практики разрешения коллективных трудовых споров, доля неурегулированных коллективных трудовых споров, перешедших в забастовки, в общем количестве зарегистрированных коллективных трудовых споров;
проведение общественными организациями всероссийских, региональных и прочих акций протеста, анализ выдвигаемых требований, количество организаций и работников, принявших в них участие.
Взаимодействие с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Организация работы по:
содействию в разрешении социально-трудовых конфликтов в организациях, предотвращению возникновения коллективных трудовых споров;
оказанию методической помощи сторонам на всех этапах разрешения коллективных трудовых споров;
участию в формировании трудовых арбитражей;
повышению эффективности разрешения коллективных трудовых споров.
Применение инновационных методов работы.
2. Управление техническими и информационными ресурсами. Организация и проведение мероприятий по информатизации.
Анализ состояния технических и информационных ресурсов, подготовленный на основе Паспорта информатизации (привести количественные и качественные показатели).
Участие в проводимых Федеральной службой по труду и занятости мероприятиях по информатизации.
Участие в мероприятиях, проводимых в субъекте РФ в части информатизации (конференции, семинары, конкурсы, территориальные программы и др.).
Перспективы использования и развития технических и информационных ресурсов, анализ эффективности расходования средств федерального бюджета.
3. Информационная деятельность, взаимодействие со СМИ. Размещение материалов в центральных и региональных средствах массовой информации (характер публикаций, условия размещения, периодичность и т.д.).
Выступления в передачах на радио и телевидении. Участие в выпуске непериодических изданий (листовки, буклеты и др.). Размещение информационных материалов в сети Интернет.
Участие в мероприятиях, проводимых органами государственной власти субъекта РФ или общественными организациями (конференциях, совещаниях, семинарах и проч.).
4. Развитие территориального органа. Организация работы по проведению инвентаризации и учету объектов движимого и недвижимого имущества (информация о продаже, приобретении, передаче в иную форму собственности или аренду объектов (зданий, сооружений, помещений, землеотводов, основных средств), являющихся федеральной собственностью и находящихся в оперативном управлении территориального органа).
Численность (штатная и фактическая) и состав работников. Затраты на содержание, а также в расчете на одного работника, в том числе по фонду оплаты труда.
5. Структура отчета о деятельности территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости за 2007 год утв. Приказом Роструда от 26 декабря 2007 г. N 275.
6. Положение о Совете руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости утв. Приказом Роструда от 8 февраля 2005 г. N 13.
Совет руководителей территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости является совещательным органом Роструда, созданным для подготовки и рассмотрения предложений по совершенствованию деятельности территориальных органов и выработки рекомендаций по реализации возложенных на них полномочий с учетом практики работы.
Совет руководителей осуществляет деятельность на принципах коллегиальности и гласности и руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России, названным Положением, Положением о Федеральной службе по труду и занятости, индивидуальными правовыми актами Роструда.
Одной из задач Совета руководителей является подготовка предложений и участие в рассмотрении документов по одному из основных направлений деятельности территориальных органов Роструда - урегулированию коллективных трудовых споров.

На сайте также ищут:
Статья 10. Трудовое законодательство, иные акты, содержащие нормы трудового права, и нормы международного права
Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов
Статья 22. Основные права и обязанности работодателя
Статья 36. Ведение коллективных переговоров
Статья 147. Оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда