Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 399. Выдвижение требований работников и их представителей

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители, определенные в соответствии со статьями 29 - 31 и частью пятой статьи 40 настоящего Кодекса.

Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю представительным органом работников, уполномоченным ими на разрешение коллективного трудового спора.

Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины работающих. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей избранных делегатов. Решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых им требований.

Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требований и не вправе препятствовать его (ее) проведению.

Часть пятая утратила силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ.

Информация об изменениях:

См. текст части пятой статьи 399

Требования профессиональных союзов и их объединений (общероссийских и межрегиональных профессиональных союзов, их территориальных организаций, объединений профессиональных союзов и объединений территориальных организаций профессиональных союзов) выдвигаются их выборными коллегиальными органами, уполномоченными на это уставами профессиональных союзов и уставами их объединений, и направляются указанными органами соответствующим сторонам социального партнерства.

Требования (копия требований) могут быть направлены (может быть направлена) в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров, в том числе в форме электронного документа. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований (копии требований) другой стороной коллективного трудового спора.

<Статья 398 | Статья 399 | Статья 400>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье предусматривается процедура выдвижения требований трудового коллектива на основе действующего законодательства о труде и об охране труда и определяется орган, куда могут быть направлены копии требований работников и их представителей.
Требования работников или профсоюза и их объединений работодателю оформляются в письменном виде как юридический документ, в котором указываются: дата, время и место составления требований, конкретизация их по объему; срок исполнения; причина выдвижения; законодательное и иное обоснование правомерности их выдвижения; подписи уполномоченных представителей работников со ссылкой на документ, подтверждающий эти полномочия. Контроль за выполнением этих требований осуществляет служба по урегулированию коллективных трудовых споров.
2. Трудовой конфликт следует из противоположности интересов работников и работодателей за установление или изменение условий труда, правового статуса работников (конфликты интересов) или в связи с толкованием и применением юридических норм, нарушением работодателями установленных условий труда или прав работников. Конфликт возникает при активизации деятельности одного из субъектов трудового правоотношения и противодействия этой активизации в качестве ответной реакции другого субъекта - работодателя. Причем причины возникновения коллективного спора могут быть как объективные, так и субъективные. Однако требования в рамках коллективного трудового спора выдвигать могут лишь работники и их представители (см. комментарий к ст. ст. 29 - 31 ТК).
Законодатель не наделяет таким правом работодателей и их представителей. Они обязаны рассмотреть требования и сообщить о своем решении.
3. Существенной гарантией для работников и их представителей является направление копий требований в государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 58.
Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже утв. Постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59.