Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 398. Основные понятия

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 398. Основные понятия

Коллективный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со статьей 400 настоящего Кодекса своего решения.

Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

<Статья 397 | Статья 398 | Статья 399>

Научно-практический комментарий:

1. В комментируемой статье раскрываются основные понятия, которые необходимы для регулирования и конкретизации правоотношений, возникающих в ходе разрешения коллективных трудовых споров.
Конституция РФ признает право на забастовку и на коллективные трудовые споры (ст. 37), которое может быть реализовано с использованием установленных ТК способов их разрешения.
2. Баланс интересов работников, работодателей и государства достигается на основе социального партнерства при разрешении коллективных трудовых споров, возникновение которых обусловлено противоположностью интересов работников и работодателей.
3. В комментируемой статье четко определено отличие коллективных споров от индивидуальных трудовых споров, которые возникают между работником, субъектом трудового правоотношения и работодателем по вопросам применения законодательства (см. ст. 381 ТК).
4. Коллективные трудовые споры возникают, как правило, в процессе осуществления коллективно-договорного регулирования или в связи с выполнением коллективного договора, соглашения или нарушением законодательства о труде. Эти споры направлены на защиту тех прав работников, которые связаны с их участием в правовом регулировании трудовых отношений и осуществлением норм, установленных в порядке коллективно-договорного регулирования. Споры по применению законов и нормативных правовых актов (за исключением соглашений, коллективных договоров), даже если они затрагивают интересы всех работников организации (например, невыплата заработной платы работникам организации в соответствии с действующим законодательством о труде), не являются предметом коллективного спора, это отдельные индивидуальные трудовые споры, которые по искам каждого работника разрешаются КТС или судом в порядке искового производства.
Если наряду с требованиями о взыскании задолженности по заработной плате выдвигаются требования об установлении новой системы оплаты за труд или вознаграждения за выслугу лет, доплат за выполнение трудовой функции в особых условиях труда, возникшие разногласия разрешаются в порядке, определенном для коллективных трудовых споров.
5. Коллективный трудовой спор характеризуется 2 признаками:
1) коллективным характером, который проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством (члены профсоюза, работники организации, ее филиала или представительства) и объединенные общими профессиональными интересами, а второй стороной - работодатель или работодатели определенной отрасли, региона, территории и т.п.;
2) особым предметом разногласий, возникающих между сторонами коллективного трудового спора.
6. Стороны в коллективных трудовых спорах осуществляют свои полномочия через представителей. Представители работников - органы профсоюзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, или органы общественной самодеятельности, образованные на собрании (конференции) работников организации, филиала, представительства и уполномоченные им.
Представители работодателей - руководители организации или другие лица, уполномоченные на представительство в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами, либо полномочные органы объединений работодателей или иные уполномоченные работодателями органы.
7. За пределами организаций на более высоких уровнях сторонами коллективного трудового спора выступают объединения работодателей, а от имени работников - соответствующие органы профсоюзов, их объединений. Если возникает коллективный трудовой спор при заключении отраслевого (тарифного) соглашения, то сторонами спора выступают соответствующие отраслевые профсоюзы и объединения работодателей отрасли.
Интересы коллективов работников организаций и их подразделений, отрасли, профессий и др. представляют профсоюзы, объединения профсоюзов, иные уполномоченные работниками представительные органы.
Интересы работодателей в коллективных трудовых спорах могут представлять уполномоченные ими лица, объединения работодателей.
При наличии в организации профсоюза (профсоюзов) работники, не являющиеся его (их) членами, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации на представление своих интересов в вопросах разрешения коллективных трудовых споров.
При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации, а также при наличии профсоюзной организации, объединяющей менее 1/2 работников, на общем собрании (конференции) работники могут поручить представление своих интересов указанной профсоюзной организации либо иному представителю (см. комментарий к ст. ст. 29 - 31, 33, 34 ТК).
Состав участников конкретного коллективного трудового спора зависит от вопросов, которые будут предметом спора, и от уровня, на котором этот вопрос возникает (от отдельной организации до отрасли, территории, региона). Это могут быть вопросы, связанные с заработной платой, применением ТК, иные вопросы, которые возникают как на уровне организации в коллективных договорах и иных локальных нормативных актах, так и за пределами организации - на уровне соглашений. До рассмотрения требований необходимо определить, входит ли регулирование определенных вопросов в компетенцию соответствующего работодателя или представителей работодателя. Предметом коллективного спора могут быть вопросы, выходящие за пределы предмета трудового права, хотя и косвенно связанные с трудом работников, поэтому они могут быть предметом коллективного трудового спора.
Иногда коллективные трудовые споры возникают в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.
8. Днем начала коллективного трудового спора является дата составления протокола разногласий в ходе проведения коллективных переговоров. Это может быть день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении требований работников (всех либо какой-то части) или истечения определенного срока (3 рабочих дня) с момента предъявления требований работников; день составления протокола разногласий в период коллективных переговоров или день начала забастовки, хотя в процессе ее проведения не могут быть прекращены примирительные процедуры.