Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 360. Порядок организации и проведения проверок работодателей

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Часть третья утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части третьей статьи 360

Часть четвертая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части четвертой статьи 360

Часть пятая утратила силу с 1 августа 2011 г.

Информация об изменениях:

См. текст части пятой статьи 360

Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

истечение срока исполнения работодателем выданного федеральной инспекцией труда предписания об устранении выявленного нарушения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

поступление в федеральную инспекцию труда:

обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;

обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;

запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 настоящего Кодекса;

наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в абзаце четвертом части седьмой настоящей статьи, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном федеральным законом, без согласования с органами прокуратуры.

Предварительное уведомление работодателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в абзаце четвертом или пятом части седьмой настоящей статьи, не допускается.

Особенности проведения проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, устанавливаются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

<Статья 359 | Статья 360 | Статья 361>

Научно-практический комментарий:

1. В соответствии со ст. 356 ТК федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
С учетом положений ст. 356 ТК комментируемая статья дополнительно закрепляет, что основной формой надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда является осуществление инспекционных проверок соблюдения трудового законодательства любыми организациями, действующими на территории РФ, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателями - физическими лицами и устанавливает общие принципы и порядок инспектирования работодателей.
2. Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок инспектирования работодателей должностными лицами федеральной инспекции труда, помимо ТК являются Конвенция N 81 МОТ, Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", КоАП.
Отдельные вопросы организации надзорно-контрольной деятельности федеральной инспекции труда регулируются нормативными правовыми актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти. См., например, Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, Положения о государственных инспекциях труда в субъектах РФ, утв. Приказами Роструда от 24 марта 2005 г. N 139-227.
3. Единые порядок и процедура проведения проверок должностными лицами органов государственного надзора и контроля регулируются положениями Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Федеральный закон N 134-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), в том числе федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на его проведение в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, его положения применяются и к отношениям, связанным с осуществлением федеральной инспекцией труда государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, поскольку указанные отношения не поименованы в перечне исключений из сферы применения данного Закона, содержащемся в его п. 3 ст. 1.
Вместе с тем следует учитывать положение п. 5 ст. 1 Федерального закона N 134-ФЗ, устанавливающего, что, если международным договором РФ предусмотрены иные правила, чем те, которые установлены данным Федеральным законом, применяются правила международного договора. Конвенция N 81 МОТ согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" является именно международным договором.
Как предусмотрено ст. 2 Конвенции, система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и охране трудящихся в процессе их работы.
Инспектор труда, снабженный документами, удостоверяющими его полномочия, имеет право беспрепятственного прохода без предварительного уведомления и в любое время суток в любую организацию, охватываемую контролем инспекции.
Если государственный инспектор труда сочтет, что уведомление работодателя о проводимой проверке позволит последнему принять меры к сокрытию сведений о нарушении трудовых прав работников и тем самым будет снижена эффективность контроля, он может не сообщать работодателю или его представителю о своем присутствии (ст. 12 названной Конвенции).
Таким образом, применительно к отношениям, связанным с осуществлением уполномоченными должностными лицами федеральной инспекции труда надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, следует руководствоваться как положениями Федерального закона N 134-ФЗ, так и положениями Конвенции N 81 МОТ, которые в ряде случаев отличаются от его требований.
4. В соответствии со ст. 16 Конвенции N 81 МОТ организации инспектируются так часто и так тщательно, как это необходимо для обеспечения эффективного применения законодательных положений. В соответствии с требованиями п. 4 ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ плановое мероприятие по контролю в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя может быть проведено должностными лицами государственного органа надзора и контроля (в том числе федеральной инспекции труда) не более чем 1 раз в 2 года.
Число внеплановых проверок, проводимых по информации работников или их представителей о возникновении аварийных ситуаций, изменениях или нарушениях технологических процессов, возникновении угрозы здоровью и жизни граждан, максимальным пределом не ограничено.
Внеплановые (оперативные) проверки проводятся в случаях, когда предметом инспекционной проверки является контроль за исполнением обязательных требований (предписаний) об устранении нарушений трудового законодательства, выявленных в результате предыдущей плановой инспекционной проверки.
Внеплановая инспекционная проверка может проводиться также:
при получении информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
при возникновении угрозы здоровью и жизни граждан;
при обращении граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получении иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
5. Статьей 7 Федерального закона N 134-ФЗ установлен порядок проведения мероприятий по контролю, руководствуясь которым государственные инспекторы труда осуществляют конкретную проверку соблюдения законодательства о труде на основании приказа (распоряжения) руководителя соответствующей инспекции труда.
В распоряжении (приказе) указываются: 1) номер и дата; 2) наименование соответствующего органа федеральной инспекции труда; 3) фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; 4) наименование подлежащей контролю (надзору) организации; 5) цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; 6) правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; 7) дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Заверенная печатью копия распоряжения (приказа) о проведении инспекционной проверки предъявляется должностным лицом, осуществляющим проверку, работодателю (его полномочному представителю) либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением установленного образца.
При организации инспекционной проверки должностные лица федеральной инспекции труда обязаны учитывать положения подп. "с" ст. 15 Конвенции N 81 МОТ. В связи с этим при издании приказа о проведении соответствующей проверки, составлении по результатам проверки акта установленной формы должностные лица федеральной инспекции труда обязаны считать абсолютно конфиденциальным источник жалобы на нарушения обязательных требований, в связи с получением которой проводится проверка, не указывать в них сведения о гражданах, обратившихся к ним с соответствующими заявлением, жалобой или иным обращением, а также не сообщать в иной форме руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям указанные сведения, тем более если авторы обращений требуют этого.
6. В соответствии с требованиями ст. 7 Федерального закона N 134-ФЗ продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать 1 мес. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем федеральной инспекции труда или его заместителем срок проведения инспекционной проверки может быть продлен, но не более чем на 1 мес.
В ст. 8 названного Федерального закона установлен перечень ограничений при проведении мероприятий по контролю, который обязателен и для должностных лиц федеральной инспекции труда.
В частности, при проведении проверок инспекторы труда не вправе:
проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого они действуют;
осуществлять плановые инспекционные проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету инспекционной проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения инспекционной проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;
превышать установленные сроки проведения инспекционной проверки.
7. В соответствии с положениями Конвенции N 81 МОТ государственные инспекторы труда в отличие от должностных лиц иных органов, уполномоченных на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, могут проводить проверку, не извещая о ее проведении работодателя или его представителя, и в их отсутствие. При проведении инспекционной проверки должностные лица Роструда и его территориальных органов (государственных инспекций труда) могут уведомлять о своем присутствии работодателя или его представителя, если только не считают, что такое уведомление может снизить эффективность осуществления государственных функций в установленной сфере деятельности.
8. В соответствии со ст. 9 Федерального закона N 134-ФЗ по результатам инспекционной проверки составляется акт в 2 экземплярах. К нему прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц органов государственного контроля (надзора), работников, на которых возлагается ответственность за нарушения обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа федеральной инспекции труда.
В соответствии с п. 5 ст. 9 названного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета проводимых у них мероприятий по контролю (который должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью), запись в который производится должностным лицом органа государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку. При отсутствии указанного журнала в протоколе, акте, составленном по результатам проверки, делается соответствующая запись.
9. В соответствии со ст. 10 Федерального закона N 134-ФЗ при выявлении в результате проведения проверки нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностные лица федеральной инспекции труда в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждением, предотвращением возможного причинения вреда жизни, здоровью людей, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности.
При этом, если при проведении проверки будет установлено, что работа может причинить вред жизни, здоровью людей, должностные лица федеральной инспекции труда, осуществляющие инспекционную проверку, обязаны довести до их сведения информацию о такой опасности, о способах предотвращения возможного вреда, принять меры к недопущению причинения вреда, в том числе путем приостановления в установленном порядке производства (выполнения работы).
10. В ст. 11 Федерального закона N 134-ФЗ закреплены обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении проверки, распространяющиеся и на сферу государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде (см. комментарий к ст. 358 ТК).
11. Комментируемая статья устанавливает особый порядок проведения проверок организаций милитаризованной государственной службы и организаций, деятельность которых связана с использованием технологий, составляющих государственную тайну либо создающих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды.
Специфика организации инспекционных проверок, проводимых в данных организациях, состоит в ограничении круга государственных инспекторов труда, имеющих право на проведение проверок, в виде оформленного в установленном порядке соответствующего допуска, в проведении проверок только во время, согласованное с работодателем, и в фактическом ограничении возможности проведения проверок в особых условиях функционирования подконтрольных организаций (маневры, учения, объявленные периоды напряженности, боевые действия).
Упомянутые в комментируемой статье ограничения соответствуют положениям Конвенции N 81 МОТ и Протокола 1995 г. к ней. В частности, в соответствии с п. 4 Протокола государство-член может вводить особый порядок инспекции рабочих мест в вооруженных силах, в полиции и в других органах общественной безопасности, а также в исправительных учреждениях, с тем чтобы регулировать полномочия инспекторов труда, как они предусмотрены в ст. 12 Конвенции N 81 МОТ, в отношении: доступа только для инспекторов, получивших заблаговременно соответствующий допуск; проведения инспекции в назначенное время; полномочия требовать предъявления конфиденциальных документов; выноса конфиденциальных документов из помещений; взятия и анализа проб материалов и веществ.
Государство-член может также вводить особый порядок проведения инспекции рабочих мест в вооруженных силах и полиции и других органах общественной безопасности в целях установления одного или нескольких из нижеследующих ограничений полномочий государственных инспекторов труда:
ограничение на проведение инспекции во время маневров или учений;
ограничение или запрет на проведение инспекции частей, находящихся на передовой линии или в период военных действий;
ограничение или запрет на проведение инспекции во время объявленных периодов напряженности;
ограничение на проведение инспекции транспортировки взрывчатых веществ и вооружений в военных целях.
Государство-член может также вводить особый порядок проведения инспекции рабочих мест в исправительных учреждениях в целях установления ограничений инспектирования во время объявленных периодов напряженности.
До того момента, как государство-член воспользуется особым порядком инспектирования рабочих мест, оно должно провести консультации с наиболее представительными организациями предпринимателей и трудящихся или в случае отсутствия таких организаций - с представителями заинтересованных предпринимателей и трудящихся.