Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 36. Ведение коллективных переговоров

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 36. Ведение коллективных переговоров

Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.

Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.

Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

См. комментарии к статье 36 Трудового кодекса РФ

<Статья 35.1 | Статья 36 | Статья 37>

Научно-практический комментарий:

1. Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора, соглашения вправе выступить любая из сторон.
Сторона, получившая письменное уведомление о начале переговоров от другой стороны, обязана в 7-дневный срок начать переговоры.
От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников.
При наличии в организации на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.
От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.
Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.
В течение 3 мес. до окончания срока действия прежнего коллективного договора, соглашения или в сроки, определенные этими документами, любая из сторон вправе направить другой стороне письменное уведомление о начале переговоров по заключению нового коллективного договора, соглашения.
2. Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора, соглашения стороны на равноправной основе образуют комиссию из наделенных необходимыми полномочиями представителей.
Состав комиссии, сроки, место проведения и повестка дня переговоров определяются решением сторон.
Сторонам, участвующим в переговорах, предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора, соглашения.
Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и представители работодателей должны обеспечивать представителей работников имеющейся у них информацией, необходимой для коллективных переговоров. Участники переговоров, другие лица, связанные с переговорами, не должны разглашать полученные сведения, если они являются служебной или коммерческой тайной. Лица, разглашающие эти сведения, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством.
Если в ходе переговоров стороны не смогли прийти к согласию по всем рассматриваемым вопросам или по части этих вопросов, они составляют протокол разногласий.
Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора, соглашения.
3. Перед тем как сесть за стол переговоров, представителям наемных работников необходимо получить информацию об организации, на которую они имеют право.
Относительно заработной платы корпорации сообщают профсоюзам о среднем числе работников по роду деятельности и месту работы; операционных затратах, включая затраты на заработную плату, на социальное страхование, на пенсионное обеспечение. Исходя из этого рассчитываются: средняя заработная плата работников; динамика покупательной способности; доля чистого дохода компании, которая выплачена работникам.
Кроме того, до переговоров необходимо получить информацию о росте или сокращении численности; изменениях в обороте, затратах, рентабельности; уровне капиталовложений; изменениях в финансовой системе.
Необходимо глубоко вникнуть в финансовую отчетность организации: балансовый отчет; отчет о движении денежных средств; информацию о добавленной стоимости; отчет совета директоров; отчет о прибылях и убытках; отчет об источниках и расходовании средств.
Необходимо изучить торговую статистику за несколько лет, включая объем продаж в расчете на 1 наемного работника и отношение объема продаж к используемому капиталу, а также выяснить, сколько работник вкладывает в организацию, сколько получает от нее, увеличилась или уменьшилась за последние годы доля добавленной стоимости, выделяемая работникам.
Полезно определить производительность труда организации по формуле: отношение индекса добавленной стоимости к индексу численности работников.
При заключении коллективного договора используются правила ведения переговоров. Переговоры - это диалог, в котором стороны излагают свои цели. Обычно используют следующие правила: а) изучить ситуацию и позицию противоположной стороны; б) не должно быть спора ради спора; в) предложить конструктивные варианты; г) предложить выход из сложных ситуаций.
Идеальный участник переговоров обладает следующими качествами: а) умеет решительно сказать "нет"; б) способен внушать доверие; в) умеет быть терпеливым слушателем; г) умеет соглашаться, когда позиция противника более сильная; д) имеет чувство юмора; е) умеет логически мыслить; ж) обладает способностями к общению; з) умеет убеждать.
При переговорах используют следующие стили ведения переговоров: а) соревновательный - сильный напор, низкая степень сотрудничества; б) уклончивый - слабое давление, слабое сотрудничество; в) примирительный - слабое давление, высокая степень сотрудничества; г) компромиссный - средняя степень давления, средний уровень сотрудничества; д) ориентированный на сотрудничество - высокая степень давления, высокая степень сотрудничества.
4. Начало регулирования международными нормами трудовых и связанных с ними отношений коллективного характера относится к 1950-м гг., когда были приняты Конвенция N 98 МОТ "О применении принципов права на организацию и на заключение коллективных договоров" (1949 г.), Рекомендация N 91 МОТ "О коллективных договорах" (1951 г.), Рекомендация N 92 МОТ "О добровольном примирении и арбитраже" (1951 г.). В них, в частности, впервые дано определение коллективного договора, под которым подразумевается "всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими организациями представителей работников или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными".
Порядок ведения коллективных переговоров устанавливается либо законодательством страны, либо соглашением между участвующими сторонами. Рекомендация N 91 МОТ определяет место коллективного договора в регулировании трудовых и иных связанных с ними отношений. Принимаемые на основе законодательства коллективные договоры составляют, в свою очередь, нормативную базу для трудовых договоров. Если последние противоречат коллективному договору, они должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора. По смыслу п. 5 Рекомендации N 91 действие коллективного договора распространяется на всех работодателей и работников, входящих по производственному и территориальному признакам в сферу действия договора.
Контроль за соблюдением коллективного договора должен, согласно п. 7 Рекомендации N 91, производиться участвующими в нем организациями работодателей и работников, или органами трудовых инспекций, или же специально создаваемыми для этой цели органами.
См. также Конвенцию N 154 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.) и Рекомендацию N 163 МОТ "О содействии коллективным переговорам" (1981 г.).
5. Работники обязаны вести коллективные переговоры сами, не поручая эту работу представителям, не являющимся членами коллектива.

На сайте также ищут:
Статья 231. . Рассмотрение разногласий по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев
Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
Статья 205. Распространение на учеников трудового законодательства
Статья 56. Понятие трудового договора. Стороны трудового договора
Статья 182. Гарантии при переводе работника на другую нижеоплачиваемую работу