Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) с комментариями к статьям

Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

См. текст статьи в предыдущей редакции


Статья 349. Регулирование труда лиц, работающих в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу

На работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в части первой настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества.

Научно-практический комментарий:

1. Приказом ФСБ России от 26 июля 2006 г. N 353 установлены ежемесячные надбавки за безаварийную эксплуатацию автомобильной техники и поддержание ее в исправном состоянии.
Приказом Минобороны России от 10 июля 2006 г. N 255 установлены надбавки за важность выполняемых задач некоторым категориям военнослужащих.
2. Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба предусмотрена: в Вооруженных Силах РФ, а также во внутренних войсках МВД России, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.
Работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях или организациях Вооруженных Сил РФ или в федеральных органах исполнительной власти, в которых согласно законодательству РФ может проходить военная служба, во многих нормативных правовых актах называют лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований.
Так, в ст. 12 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" указано, что личный состав Вооруженных Сил РФ включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ. При этом предусмотрено, что комплектование Вооруженных Сил РФ гражданским персоналом осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил РФ устанавливается Правительством РФ, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, - Министром обороны РФ.
Приказом Министра обороны РФ от 13 октября 2008 г. N 520 утв. Перечень должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала в Вооруженных Силах РФ. Перечень предназначен для установления единых в Минобороны России наименований должностей гражданского персонала. Перечень состоит из разделов, включая классификатор должностей по профессиям рабочих и классификатор должностей руководителей, специалистов и технических исполнителей. Кроме того, в Перечне указано, что имеется классификатор должностей федеральных государственных служащих Минобороны России.
Таким образом, гражданский персонал Минобороны России, других войск, воинских формирований и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, неоднороден по составу и может быть разделен на 3 категории: 1) рабочие; 2) руководители, специалисты и технические исполнители; 3) лица, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба.
Однако следует отметить, что последние замещают указанные должности на основе служебного контракта в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", и поэтому отнесение их к гражданскому персоналу в соответствии с комментируемой статьей носит условный характер.
В соответствии с п. 3 ст. 42 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" Приказом Министра обороны РФ от 28 января 2004 г. N 20 утв. Перечень воинских должностей, подлежащих замещению старшими и младшими офицерами в Вооруженных Силах РФ, которые разрешается замещать гражданским персоналом. Этим Приказом разрешено в органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил РФ комплектовать без ущерба для боевой и мобилизационной готовности войск вакантные воинские должности, подлежащие замещению старшими и младшими офицерами, гражданским персоналом в пределах выделенных лимитов численности гражданского персонала и ассигнований на выплату заработной платы в соответствии с приложением к этому Приказу. Должности, указанные в приложении к названному Приказу, могут комплектоваться гражданским персоналом при отсутствии в его подчинении военнослужащих. Кроме того, запрещается допускать гражданский персонал к исполнению обязанностей по должностям, указанным в приложении к указанному Приказу, в порядке совмещения.
Значительная часть должностей, которые могут замещать лица гражданского персонала, является должностями медицинского и фармацевтического персонала в различных учреждениях здравоохранения, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи в области обороны, правоохранительной деятельности и безопасности государства.
Не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, непосредственно связанные с планированием и управлением операциями и боевыми действиями; обеспечением боевой и мобилизационной готовности войск (сил); организацией взаимодействия с другими органами военного управления по вопросам планирования, организации и контроля боевой и мобилизационной подготовки, применения войск (сил), боевого и технического обеспечения в органах военного управления, боевых и специальных войсках, а также связанные с несением боевого дежурства, дежурства в качестве оперативного дежурного и дежурства с оружием.
Приказом ФСБ России от 23 января 2006 г. N 20 утв. Перечень воинских должностей органов федеральной службы безопасности, которые могут замещаться гражданским персоналом. Этим Приказом разрешено в органах федеральной службы безопасности комплектовать без ущерба для оперативно-служебной деятельности, боевой и мобилизационной готовности вакантные воинские должности гражданским персоналом в соответствии с указанным Перечнем в пределах выделенных лимитов ассигнований на выплату денежного содержания и заработной платы. При этом установлено, что не подлежат замещению гражданским персоналом воинские должности, связанные с проведением оперативно-технических мероприятий и контртеррористических операций, а также с непосредственной защитой и охраной Государственной границы РФ, а также отнесенные к центральному аппарату ФСБ России. Гражданский персонал не допускается к исполнению обязанностей по должностям, указанным в Перечне, в порядке совмещения.
В указанный Перечень включены должности:
1) офицеры: ведущий инженер, ведущий научный сотрудник, врач (всех наименований), главная медицинская сестра, главный бухгалтер, главный инженер, главный механик, доцент, заместитель главного бухгалтера, заместитель главного инженера, заместитель начальника амбулатории - врач, заместитель начальника отделения - врач, заместитель начальника стационара - врач, инженер (всех наименований), инспектор, инспектор-ревизор, инструктор, консультант, корреспондент, методист (всех наименований), младший научный сотрудник, научный сотрудник, начальник амбулатории - врач, начальник кабинета - врач, начальник медицинского пункта - врач, начальник отделения - врач (всех наименований), начальник стационара - врач, преподаватель, профессор, ревизор, редактор, референт, советник, старший инспектор - ревизор, старший научный сотрудник, старший преподаватель, старший референт, ученый секретарь, эксперт, юрисконсульт;
2) прапорщики и мичманы: акушерка, водитель (всех наименований), главная медицинская сестра, диспетчер, заведующий регистратурой, зубной врач, зубной техник, инструктор, инструктор-дезинфектор, киномеханик, кладовщик, комендант зданий, концертмейстер, лаборант, мастер, медицинская сестра (всех наименований) и др.;
3) солдаты, матросы, сержанты, старшины: аккумуляторщик, арматурщик, артист, бетонщик, библиотекарь, бухгалтер, водитель (всех наименований), водолаз и др.
3. По условиям оплаты труда лица гражданского персонала делятся на:
работников, оплата труда которых производится в соответствии с положениями по оплате труда работников организаций бюджетной сферы;
сотрудников, для которых устанавливаются размеры должностных окладов, предусмотрена выплата ежемесячной надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, а также ежемесячной надбавки за выслугу лет и премий;
федеральных государственных гражданских служащих, денежное содержание которых состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, надбавок к должностному окладу за особые условия государственной службы, выслугу лет, а также ежемесячного денежного поощрения и премий по результатам работы.
Установление особых условий оплаты труда, дополнительных льгот и преимуществ для гражданского персонала обусловлено особыми задачами органов, учреждений и организаций, с которыми они состоят в трудовых отношениях, и соответствующей спецификой их работы. Вопросы оплаты труда указанной категории работников регулируются значительным числом нормативных правовых актов, в частности:
Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений";
Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. N 573 "О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны";
Приказом Минздравсоцразвития России от 19 ноября 2007 г. N 715 "Об организации работы по введению новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2007 г. N 605" и др.
4. С 1 января 2004 г. вступил в силу Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе". Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256 утв. Положение о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Приказом Минздравсоцразвития России от 28 февраля 2007 г. N 137 утв. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, и организаций, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы.
Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемый гражданами взамен военной службы по призыву.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ;
в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день убытия его к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата, а окончанием - день прекращения работодателем срочного трудового договора при увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:
а) для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., за исключением граждан, указанных ниже в п. "в", - 42 мес.;
б) для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением граждан, указанных ниже в п. "в", - 31,5 мес.;
в) для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г., - 21 мес.;
г) для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г., - 21 мес.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет:
а) для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 г., за исключением граждан, указанных ниже в п. "в", - 36 мес.;
б) для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 г. включительно, за исключением граждан, указанных ниже в п. "в", - 27 мес.;
в) для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 г., - 18 мес.;
г) для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 г., - 18 мес.
В срок альтернативной гражданской службы согласно п. 7 Положения о порядке прохождения альтернативной гражданской службы не засчитываются: прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более 4 ч подряд в течение рабочего дня); время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях; время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста; время отстранения от работы по причине алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Основным документом учета прохождения гражданином альтернативной гражданской службы является учетная карта. Формы бланков удостоверения гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, и учетной карты гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, порядок их заполнения и выдачи утверждаются Минздравсоцразвития России по согласованию с Минобороны России (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 19 октября 2004 г. N 167).
Гражданин, направленный в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан прибыть к месту прохождения альтернативной гражданской службы в срок, указанный в предписании военного комиссариата.
Если гражданин не прибыл в организацию в установленный срок, руководитель организации немедленно уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна эта организация.
По прибытии в организацию для прохождения альтернативной гражданской службы гражданин предъявляет работодателю следующие документы (п. 39 названного Положения): предписание; паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий; удостоверение и учетную карту; проездные документы на проезд к месту прохождения альтернативной гражданской службы; трудовую книжку, за исключением случая, когда трудовой договор заключается впервые; страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (при наличии); документы об образовании, квалификации или владении специальными знаниями (при наличии).
Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор на период ее прохождения в этой организации и в 3-дневный срок уведомляет об этом направивший этого гражданина военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, в 3-дневный срок с момента получения информации от работодателя о заключении срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, уведомляет об этом Роструд.
Заключение срочного трудового договора и оформление приема на работу осуществляются работодателем в соответствии с ТК с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" и Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Испытательный срок при приеме на работу для гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, не устанавливается.
Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей осуществляется при необходимости без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени, если он участвует в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта РФ, в подведомственной организации которого гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
В этом случае время исполнения гражданином трудовых обязанностей учитывается работодателем в сутках. За каждые 3 суток участия в указанных мероприятиях гражданину предоставляются 2 суток отдыха. Отдых предоставляется гражданину, как правило, по окончании этих мероприятий.
Гражданин, проходящий альтернативную гражданскую службу, может быть переведен из одной организации в другую. Основаниями для перевода являются: ликвидация организации; сокращение штатной численности организации; производственная необходимость; наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором, и невозможность перевода на другую работу в этой организации; наличие подтвержденных медицинским заключением противопоказаний для проживания в местности, где проходит альтернативная гражданская служба; иные случаи (по решению Минздравсоцразвития России).
Решение о переводе гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую принимается Рострудом по представлению федерального органа исполнительной власти или органа исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация.
В представлении приводится обоснование необходимости перевода в другую организацию и может содержаться предложение о переводе гражданина в организацию, подведомственную указанному федеральному органу исполнительной власти или органу исполнительной власти субъекта РФ.
Роструд доводит решение о переводе гражданина из одной организации в другую до соответствующих федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ, которым подведомственны эти организации.
Работодатель расторгает с гражданином, который переводится в другую организацию, срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает трудовую книжку и учетную карту с произведенными в установленном порядке записями, а также уведомляет организацию, в которую гражданин направляется для дальнейшего прохождения альтернативной гражданской службы, о сроке его прибытия, а военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, и территориальный орган по вопросам занятости населения Роструда - о переводе гражданина на новое место альтернативной гражданской службы.
Работодатель выдает гражданину под расписку предписание на убытие к новому месту прохождения альтернативной гражданской службы. Форма предписания утверждается Минздравсоцразвития России (см. Приказ Минздравсоцразвития России от 7 апреля 2005 г. N 261).
Работодатель, к которому гражданин прибыл для прохождения альтернативной гражданской службы, заключает с ним срочный трудовой договор.
Отпуска предоставляются гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в порядке, установленном ТК, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" и названным Положением.
Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы (п. 56 названного Положения):
по истечении срока альтернативной гражданской службы;
в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается соответствующим должностным лицом органа исполнительной власти на основании представления к увольнению и оформляется приказом. Представление к увольнению готовится и направляется должностному лицу работодателем. В представлении к увольнению указываются основания, по которым гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы, и прилагаются документы, перечисленные в п. 59 названного Положения.
Приказ должностного лица об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы должен быть издан в 2-недельный срок со дня получения представления к увольнению. Приказ должностного лица доводится до работодателя в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта РФ.
В соответствии с приказом должностного лица в день увольнения (последний день работы) гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, работодатель расторгает с ним срочный трудовой договор, производит полный расчет, выдает ему под расписку трудовую книжку и учетную карту с произведенными в них в установленном порядке записями.
Работодатель обязан в течение 3 рабочих дней уведомить федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, которому подведомственна организация, а также военный комиссариат, направивший гражданина на альтернативную гражданскую службу, о прекращении срочного трудового договора с этим гражданином.
Федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ в 3-дневный срок после получения уведомления от работодателя сообщает о расторжении срочного трудового договора с гражданином, уволенным с альтернативной гражданской службы, в Роструд.
Гражданин, уволенный с альтернативной гражданской службы, обязан в 2-недельный со дня увольнения срок явиться в военный комиссариат для постановки на воинский учет.
При постановке на воинский учет удостоверение и учетная карта сдаются в военный комиссариат.
См. также:
Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах";
Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. N 77-ФЗ "О ведомственной охране";
Приказ Минобороны России от 23 мая 1999 г. N 170 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Вооруженных Силах Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 805 "О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц";
Приказ Минобороны России от 16 апреля 2003 г. N 120 "О размерах ежемесячных доплат за ученые степени гражданскому персоналу бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации и военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации и продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков научных работников бюджетных учреждений (организаций) науки Министерства обороны Российской Федерации, имеющих ученую степень";
Приказ Минобороны России от 25 марта 2004 г. N 95 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 15 января 2000 г. N 38 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу федеральных органов исполнительной власти, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе";
Приказ Минобороны России от 31 января 2007 г. N 45 "Об утверждении Служебного распорядка Министерства обороны Российской Федерации для федеральных государственных гражданских служащих";
Приказ Минобороны России от 2 августа 2005 г. N 319 "Об установлении учебной нагрузки профессорско-преподавательскому составу высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации";
Приказ Минобороны России от 28 ноября 2005 г. N 508 "О материальной поддержке профессорско-преподавательского персонала военных образовательных учреждений высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации";
Постановление Правительства РФ от 1 октября 1994 г. N 1122 "О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящих военную службу или работающих на космодроме "Байконур" и в г. Ленинске, и членов их семей";
Приказ Минобороны России от 16 мая 2003 г. N 170 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации";
Приказ Министра обороны РФ от 18 февраля 2000 г. N 90 "О дополнительных гарантиях и компенсациях гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, привлеченному к выполнению задач по обеспечению правопорядка и общественной безопасности на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Северо-Кавказском регионе";
Приказ Минобороны России от 12 сентября 1995 г. N 302 "О мерах по обеспечению безопасности труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации".